[Илия Нисибинский; сир. ; араб. ( ) ] (11.02. 975, Шенна (араб. Эш-Шинн или Эс-Синн), В. Месопотамия - 18.07. 1046, Майафарикин), еп. Нисибинский, церковный деятель и писатель Церкви Востока. Обучался в мон-ре св. Михаила под Мосулом, где отроком при настоятеле Иоанне Хромом принял постриг. 15 сент. 994 г. рукоположен во иерея Нафанаилом, еп. Шеннским (впосл. католикос Иоанн VI), в 996-1000 гг. был игуменом мон-ря св. Симеона, расположенного на противоположном от Шенны берегу Тигра. 15 февр. 1002 г. поставлен епископом Бет-Нухадрэ (ныне Дахук, Сев. Ирак). 26 дек. 1008 г. принял управление Нисибинской митрополией, к-рой подчинялись города Харран, Амида, Решайна, Балад и Синджар; поддерживал дружественные связи с курдскими эмирами Мумаххид ад-Даулой Абу Мансуром Саидом и Насир ад-Даулой Абу Насром Ахмадом из династии Марванидов. Был в хороших отношениях с католикосом Иоанном VII бар Назоком (1012-1020), но выступил против его преемников Ишоява IV бар Иезекииля (1020-1025) и Илии I (1028-1049), с к-рым впосл. примирился.
Согласно указанию Салибы ибн Юханны (XIV в.), И. б. Ш. умер днем в пятницу 10 мухаррама 438 г. хиджры, что соответствует 18 июля 1046 г. (Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 2/1. P. 99). Однако И. С. Ассемани (Assemani. BO. T. 3/1. P. 266) заметил, что в одном из сочинений И. б. Ш. католикос Илия I († 6 мая 1049) упомянут как почивший. Исходя из этого, Ассемани предложил датировать кончину И. б. Ш. 1049 г. Эту т. зр. приняли большинство исследователей (как варианты предлагались датировки ок. и после 1049, 1050, 1056). Однако Э. К. Делли доказал (Delly. 1957. P. 15-17), а Х. Самир впосл. подтвердил, что упоминание католикоса Илии как почившего принадлежит не И. б. Ш., а его переводчику, и т. о. нет оснований отвергать столь точное указание Салибы ибн Юханны (Samir Kh. Date de la mort d'Elie de Nisibe // Oriens Chr. 1988. Bd. 72. S. 124-132).
И. б. Ш. принадлежит много трудов на сир. и араб. языках в области историографии, богословия и апологетики, канонического права, филологии и др. Значительное число произведений И. б. Ш., исследований о нем и сводная библиография, в разные годы издававшиеся Х. Самиром в периодической печати, были включены в его монографию (Samir. 1996).
Составленная И. б. Ш. двуязычная «Летопись» («Хронография»; ; 1018/19) является крупнейшим из восточносир. исторических сочинений. Она сохранилась в единственной рукописи (Lond. Brit. Mus. Add. 7197), современной автору (возможно, частично автограф), где сир. текст и араб. перевод по преимуществу самого И. б. Ш. приведены в параллельных столбцах. Труд состоит из 2 частей: 1) хронологические таблицы, списки римских пап и Александрийских патриархов до Халкидонского Собора, различных царских династий, в т. ч. Сасанидов (на основе данных Иакова Эдесского), католикосов Церкви Востока до IX в. включительно и собственно хроника восточносир. Церкви (гл. обр. в Месопотамии) с 25 (от принципата Тиберия и царствования в Эдессе Авгарей) до 1012 г. (по образцу «Хроники» Евсевия Кесарийского), часто с указанием источников напротив каждого абзаца анналов, благодаря чему сохранились заглавия мн. утерянных работ (церковных хроник Нисибина и др. городов Месопотамии, сир. трактата по истории халифов, труда мусульм. ученого IX в. Абу Джафара Мухаммада аль-Хуваризми); 2) синхронистические таблицы и изложение методики согласования различных систем летосчисления, в т. ч. эры Йездигерда (с обзором иран. календарей и зороастрийских праздников, независимым от данных мусульм. энциклопедиста аль-Бируни) и эры хиджры. В «Летописи» приведены ценные сведения по эпохе Сасанидов, истории Церкви в Персии и ранней истории курдов.
Основное богословское сочинение И. б. Ш. «Книга доказательства истинности веры» (изд. в нем. переводе по араб. рукописи, хранящейся в Ватикане: Horst. 1886) состоит из 4 частей: 1) триадологической против мусульман; 2) христологической против иудеев; 3) опровержения взглядов «мелькитов и яковитов» - против православных и монофизитов; 4) об исповедании и самоопределении «восточных», т. е. членов Церкви Востока (несториан). Вторая часть включает краткую историю Соборов; особое внимание уделено причинам, по к-рым Церковь Востока отвергает Эфесский Собор 431 г. и осуждение Нестория. И. б. Ш. подчеркивает, что неприятие Церковью Востока именования Девы Марии Богородицей не означает умаления Ее почитания.
Назидательный характер носят соч. «Устранение тоски» в 12 главах, посвященное достижению душевного спокойствия (Basha. 1902; Samir, Pagnini. 2007), и «Изречения, полезные душе и телу» (Sbath. 1936). Соч. «О добродетели целомудрия» (изд.: Аль-Машрик. 1968. Т. 62. С. 3-74; Hau. 1970) направлено против возражений мусульм. писателя аль-Джахиза. И. б. Ш. составил очерк о значении араб. существительных (мироздание) и (бог). Сочинение о подлинности Евангелия «Пять сомнений и ответы на них» (не изд.) обращено к Ибн Бутлану, с к-рым И. б. Ш. был близко знаком (в тексте именует его «наш шейх»).
Особое место в наследии И. б. Ш. занимают апологетические «Собеседования» ( ) в 7 главах - пересказ бесед на богословские и филологические темы, к-рые он вел 5-29 июля 1026 г. в Нисибине с вазиром Насир ад-Даулы Абу Насра Ахмада, Абу-ль-Касимом аль-Хусайном ибн Али аль-Магриби, известным покровителем наук и искусств (записаны в Майафарикине после смерти вазира осенью 1027, с одобрения Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки; в качестве предисловия помещено письмо И. б. Ш. к его брату секретарю Абу-ль-Але Саиду ибн Сахлу) (Cheikho. 1923); к беседам примыкает переписка И. б. Ш. с Абу-ль-Касимом аль-Магриби (издание с франц. переводом готовят Х. Самир и М. де Фенойль). Будучи знатоком араб. культуры и одним из первых сир. богословов, развернувших аргументированную полемику с исламом, И. б. Ш. подчеркивал, что притеснения христиан осуждаются мусульм. законоведами, и склонен был даже утверждать, что главные расхождения между 2 религиями сводятся к непризнанию христианами пророческого достоинства Мухаммада, однако решительно отстаивал учение о Троице и Боговоплощении. Защита догматов христианства является также главным содержанием посланий «О единстве Творца и троичности Его лиц» (1029?; Cheikho. 1920. P. 124-129) и «О сотворении мира, единстве Творца и троичности Его лиц» (Sbath. 1929). В «Статье о блаженстве будущей жизни» (Cheikho. 1920. P. 129-132) подвергаются критике представления мусульман о загробном мире.
И. б. Ш. составил грамматику сирийского языка для начинающих (Gottheil. 1887), снискавшую значительную популярность (о чем свидетельствуют многочисленные списки); приложением к ней служит «Книга толмача в обучении языку сирийцев» - арабско-сирийский словарь, разбитый на 30 тематических глав, с глоссарием омонимов в конце (изд. с лат. пер.: Obicinus, Dominicus. 1636; изд. в евр. графике: Lagarde. 1879). И. б. Ш. принадлежат гимны, формализованные метрические гомилии (напр., «Слово о любви к науке», где не используется буква «алаф» и через весь текст проходит рифма «ан») и послания, одно из к-рых, обращенное к епископам и жителям Багдада (1020), направлено против избрания католикоса Ишоява IV (Vandenhoff. 1913). Известно также соч. «Книга о весах» (не изд.).
Согласно «Каталогу писателей» Авдишо бар Бриха, И. б. Ш. составил 4-томный свод канонических постановлений на сир. языке (не сохр.), представлявший собой, вероятно, сокращенный вариант собрания католикоса Илии I. Авдишо также включил в составленное им собрание церковных постановлений и канонов перевод с арабского на сирийский трактата И. б. Ш. «О наследствах». Это сочинение представляет собой сокращенный и разделенный на 25 глав вариант соответствующего труда Илии I (Scriptorum veterum nova collectio / Ed. A. Mai. Romae, 1838. Vol. 10/2. P. 54-65, 220-231). Ряд исследователей (В. Райт, Р. Дюваль, Г. Граф и др.) считали этот трактат 4-й частью основного канонического свода И. б. Ш., др. (А. Баумштарк) - отдельным сочинением.
Еще в древности И. б. Ш. была ошибочно приписана сир. апология христианства, к-рая в действительности представляет собой сокращенное изложение «Собеседований» католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди (Roey A., van. Une apologie syriaque attribuée à Élie de Nisibe // Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 381-397). Авторство приписываемых И. б. Ш. арабоязычных сочинений «Послание о молитве» и «Большое толкование Символа веры», а также сир. поэмы «О мудрости» (Cardahi G. Liber thesauri de arte poëtica Syrorum. Romae, 1875. P. 85 sq.) спорно.
Брат И. б. Ш. Абу Саид Мансур ибн Иса, к-рому он посвятил соч. «О добродетели целомудрия»,- также яркий представитель восточносир. интеллектуальной элиты. Он носил прозвище Захид аль-улама (Аскет среди ученых), служил секретарем и личным врачом при Насир ад-Дауле и Абу-ль-Касиме аль-Магриби. Средства, полученные от эмира за исцеление дочери, он употребил на строительство больницы в Майафарикине, которую постарался обеспечить за счет вакфов и которой впосл. заведовал. Ему принадлежат трактаты «Книга больниц», «О разделах, вопросах и ответах», «О том, что следует прежде всего знать изучающим ремесло врачевания», «О снах и видениях».